Ситуация 1.

Папа и шестилетний сын любят наблюдать за природой. Отец, как он говорит, учит Алешу понимать логику природы и потому старается вызвать у сына интерес к явлениям окружающего, озадачить его "трудным" вопросом. Алеша и сам просит:
- Ну-ка, папа, задай мне трудный вопрос.
А он всегда наготове у отца.
- Пожалуйста, - говорит он.- Вместо вопроса задам тебе загадку о том, что ты здесь можешь увидеть:

Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.

Мальчик осматривается вокруг, вскидывает глаза к небу, лицо его озаряется догадкой:

- Это облако!
- А как ты догадался?
- Ну так вот же оно, перед нами!
- Почему же облако назвали ватой?
- Оно белое, пушистое, как вата...

Отец предлагает поиграть в игру: "Кто первый заметит?" или "Кто первый услышит?"

Условия игры: увидеть то, чего другой не заметил, услышать то, чего другой не уловил. Этим самым он побуждает сына всматриваться в окружающее, отыскивать занимательное, интересное, удивительное. Вот муравей со своей ношей: сам маленький, а груз огромный. А здесь - золотая нить паутины, коряга с причудливыми очертаниями, похожая на голову сказочного Черномора, и даже белка! Оказывается, что ни шаг - то находка!

- Какие ты знаешь деревья? Покажи их и назови, - предлагает отец, когда видит, что находки почти все исчерпаны.

После городского шума ребенку лес кажется безмолвным. Но так ли это? Отец предлагает ему "послушать тишину": "Цвирк-цвирк" - кричит птица. А вот звук от упавшей шишки, хрустнула ветка, зашелестела листва от налетевшего ветра... Сделано еще одно открытие: "тишина" леса наполнена звуками.

Во время отдыха на лужайке взрослый и маленький слушают пение птиц, жужжание пчел, стрекот кузнечиков... А сколько запахов от трав, цветов!

И снова загадка маленькому туристу:

Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает -
Когда это бывает?

Отец то и дело озадачивает его вопросами, которые побуждают ребенка размышлять, сопоставлять, делать выводы: куда "смотрит" головка подсолнечника в полдень? Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую - над самой землей? Если сын затрудняется с ответом, отец предлагает понаблюдать, чтобы запомнить и ответить.

Комментарий психолога:

Любознательность, любопытство - это извечные и неискоренимые свойства человека. Где нет любознательности - нет школы. Мышление начинается там, где у ученика появляется потребность ответить на вопрос. Вызвать эту потребность - это и значит поставить цель умственного труда.

Особое место в умственном воспитании занимает ознакомление детей с природой. В процессе систематических наблюдений у них развивается наблюдательность, формируются устойчивые познавательные интересы.

Ситуация 2.

- Почему утки не мерзнут в воде, когда погода холодная? Почему Полкан босиком ходит даже зимой и не болеет, а я так тепло одета и у меня насморк? Почему осыпаются листья? Почему летом - дождь, а зимой - снег? Луна - это тоже солнце, только ночное?

Шестилетняя Лена так стремительно засыпает бабушку своими вопросами, что та не успевает отмахиваться от нее. Наконец, выведенная из терпения, закипает:
- Уймись же, наконец! Сколько можно почемукать! Все будешь знать - скоро состаришься!

Когда Лена гуляет вместе с папой, то многие "почему" и "отчего" получают исчерпывающий ответ.
- Почему река летом узенькая, а весной такая широкая, что берега залиты водой?
- А как ты думаешь почему? - озадачивает отец дочку.
И вот с помощью папы Лена делает правильный вывод: веснойьснега тают, ручьями сбегают с полей и из лесов в реку, оттого она становится широкой.

По пути к реке - поляна, усыпанная желтыми одуванчиками. Теперь она вся золотая и яркая, даже глазам больно на нее смотреть. Еще издали девочка замечает это чудесное превращение.
- Была зеленая, теперь желтая. Почему?
- А вот подойдем поближе - посмотрим, - предлагает отец.
Девочка, как зачарованная, любуется солнечной полянкой.

А в следующий раз, когда папа и дочь снова держат путь к реке, то уже не находят солнечной полянки. Золото исчезло, и полянка теперь словно снегом припудрена.
- Ну и ну! - удивляется Леночка, - вот так чудеса! Нет золотой полянки... Почему теперь она белая?
- Сейчас подойдем поближе и рассмотрим, - говорит папа.
Девочка срывает несколько цветков, и вместе с папой рассматривают легкие, круглые и хрупкие, словно мыльные пузыри, головки одуванчиков.

А через неделю "чудесная" полянка снова преподносит сюрприз...
- Куда же пропали одуванчики? - спрашивает девочка, еще издали увидев зеленую поляну.
- А ну подумай хорошенько - куда они исчезли? Догадаться нетрудно, надо только поразмыслить, - говорит папа. И вот девочка самостоятельно приходит к выводу: семена цветов созрели, а ветер разнес "белый пушок" в разные стороны...
- Давай понаблюдаем, а ты примечай, - предлагает папа.

Комментарий психолога:

Обращенные к взрослым вопросы "Что это?", "Зачем?", "Почему?" - свидетельство углубляющегося интереса ребенка к окружающему миру. В дошкольные годы у детей все более и более развиваются умственные способности - внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность. В первые семь или восемь лет нашей жизни наша память усваивает столько, сколько не усваивает во всю остальную жизнь. В это время мы приобретаем именно большую часть той громадной массы сведений, которая обща всем людям. Непосредственно наблюдая за окружающим миром, ребенок не только "фотографирует" то, что видит, но и пытается проникнуть в суть явлений, устанавливать связи между отдельными фактами и событиями.

К 5 годам дети становятся "почемучками". Наша задача - помочь им приводить в определенную систему получаемые сведения об окружающем, сделать восприятие того или иного предмета или явления более полным, осмысленным, предоставить возможность логически мыслить, обобщать. Вот почему не всегда полезен готовый исчерпывающий ответ: ваши объяснения должны заставлять детей вдумываться, напрягать мысль. Например, озадачить ребенка вопросом на вопрос: а как ты думаешь почему? Как ты узнал? Маленький "почемучка" должен сам добраться до истины. Однако, ставя ребенка перед необходимостью самостоятельно мыслить, важно учитывать имеющийся у ребенка опыт и знания.

Ситуация 3.

Двое шестилетних ребят нашли на берегу реки старую корягу.
- Бросим ее в речку, - предлагает один из них, - посмотрим, утонет или не утонет.
Бросают. Коряга тонет. Удивлены.
- Почему? Ведь дерево не должно тонуть!
- Подумайте, - предлагает взрослый.
Но ребята затрудняются ответить, они не знают.

Тогда взрослый предлагает наводящие вопросы:
- Легко ли вам было тащить корягу? Она небольшая, но тяжелая. Почему?
- Она мокрая и вся облеплена глиной.
- А в глине полно камешков!
- Вон, оказывается, почему коряга потонула: она была мокрая, поэтому и тяжелая, как камень, - делают вывод
ребята.

Комментарий психолога:

В практике работы с детьми широко применяется эксперимент. Обычно он опирается на имеющиеся у детей знания и представления о предмете или явлении. Однако результат эксперимента, который провели дети самостоятельно, не совпал с их представлениями. Для того чтобы они пришли к правильному выводу, необходима была помощь взрослого, его наводящие вопросы направили мысль детей к искомому результату.

Ситуация 4.

Мартовский солнечный день. Сосульки, словно бахрома, что повисла над самым окном, искрятся и переливаются. Пятилетний ребенок, стоя у окна, любуется плачущими сосульками. А вечером он заметил, что сосульки не растаяли, как он ожидал, а, наоборот, "выросли и растолстели". Почему?
- Попытайся догадаться сам, почему сосульки стали толще и длиннее, - предлагает мать.- Понаблюдай и тогда догадаешься сам.

Конечно, не сразу удается разгадать загадку. И потому на следующий день любопытный "почемучка" снова возле окна. Он видит, что солнце заставляет сосульки "плакать" и они становятся... короче и тоньше!
- Вот так раз! - удивляется мальчик.- Почему?
- А как ты думаешь почему? - снова озадачивает его мать.-Давай еще понаблюдаем.
- Они от солнышка тают, - рассуждает вслух мальчик.- Но почему же тогда они вчера не только не растаяли, а даже выросли? И день был точно такой же, солнечный.
- Посмотрим, какими они станут к вечеру, - многозначительно говорит мать.

Вечером сын снова подходит к окну. Теперь сосульки не "плачут" и снова "выросли и растолстели". И вот ребенок самостоятельно решает задачу: днем солнце греет, подогревает сосульки, и они тают, становятся тоньше и короче. Зато к вечеру, когда начинает подмораживать, капли воды от подтаявшего снега на крыше не успевают стечь и их прихватывает мороз, оттого сосульки "растут и толстеют".

Комментарий психолога:

Первостепенная задача в подготовке ребенка к школе - побуждать его к самостоятельной умственной активности, учить его логически мыслить. А для этого не обязательно решать какие-либо специальные задачи-головоломки. От нас требуется умение вводить ребенка в мир непонятного, опираясь на его интерес к окружающему, как это и делала мать в описанном примере. В данном случае наблюдения помогли ребенку делать "открытия", сравнивать, сделать выводы на основе увиденного. Длительные, многоразовые наблюдения особенно ценны, так как позволяют ребенку увидеть одно и то же явление как бы с разных сторон и путем сопоставлений самостоятельно прийти к объяснению заинтересовавшего его явления.

Ситуация 5.

Пятилетнего Гришу "зачитывают" все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят:
- Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим.

Комментарий психолога:

Поспешность сделать из ребенка "начитанного всезнайку" неоправданна. Обычно в таких случаях ребенку читают все подряд, не сообразуясь с его возрастом и возможностью правильно воспринимать весь объем сведений. Ребенок не усваивает содержание книг осмысленно. Это приводит к переутомлению, неусидчивости, неумению сосредоточиваться, проявлять устойчивый интерес к содержанию прочитанного.

Нет необходимости каждый раз ребенку читать или рассказывать что-то новое. Маленькие дети глубже усваивают уже однажды прочитанные книги; встречаясь с ними, как со старыми знакомыми, они стараются "подсказать" рассказчику, что будет дальше, поправляют, если рассказчик допустил неточность. Здесь маленький слушатель проявляет высокую активность.

Ситуация 6.

Отец с шестилетним сыном рассматривает картину "В лес по грибы", а затем предлагает:
- Подумай, какой можно придумать рассказ по этой картине.

Мальчик вглядывается в картину, медлит, видимо, не знает, с чего начать. Отец, видя это, старается дать толчок детской мысли наводящими вопросами: "Что здесь изображено? Почему художник назвал картину "В лес по грибы"? Как ты думаешь, что здесь происходит? Почему ты так считаешь? Какое время года отобразил художник? Как ты догадался?" Он не торопит сына, дает ему порассуждать вслух, доказать правильность своих предположений.

- Как ты думаешь, давно ребята в лесу? Или только что пришли? - задает он вопрос, заставляющий ребенка подмечать отдельные детали на картине.
- Ребята уже давно в лесу!
- Как ты догадался?
- Да ведь у них корзины полны грибов!
- А еще почему?
- Они уже собрались уходить домой: видишь, девочка кричит "Ау-у!" Это она зовет кого-то домой.
- А что если это заблудился кто-то? - снова озадачивает отец ребенка и предоставляет ему возможность додумать сюжет картины, пофантазировать, поразмыслить, придумать несколько вариантов концовки...

- Вот видишь, - говорит отец, - ты правильно все подметил и правильно ответил на вопросы. А теперь тебе нетрудно придумать рассказ по этой картине. Подумай, с чего ты начнешь, и рассказывай.
Мальчик улыбнулся и начал:
- Однажды летом дети в лес пошли. Взяли они с собой корзины...
Интересный рассказ получился! Так что и слушатель, и сам рассказчик были довольны.

Комментарий психолога:

У детей старшего дошкольного возраста необходимо развивать способности придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам, с целью совершенствования форм монологической речи.

Детей нужно учить отвечать на вопросы, точно и полно выражая свои мысли, пользуясь разными типами предложений (краткими, распространенными, сложноподчиненными). Решению этих задач помогают подобные занятия.

Чтобы передать сюжет, ребенку приходится совершать довольно сложные умственные операции - определять, в какой связи находятся изображенные на картине предметы, какое событие отразил художник, учесть "фон", на котором разворачиваются действия, додумать сюжет, выходящий за пределы видимого, и
т. п.

В описанном примере мы видим, как благодаря правильно сформулированным вопросам взрослый помогает ребенку всматриваться в изображение, видеть картину в деталях и в целом, логически мыслить. Ценно то, что взрослый наводящими вопросами тактично направляет детскую мысль, побуждая ребенка к правильным суждениям.

Ситуация 7.

Вечер. В комнате горит настольный свет, выхватывая из темноты круглый стол и два сосредоточенных детских лица. Дети думают! Трудное и интересное задание предстоит им выполнить - придумать конец рассказа, который предложила мама:

- Пошел мальчик ловить рыбу. Сидит на берегу озера с удочкой, да только рыба не клюет и не клюет. "Хоть бы одну поймать", - думает юный рыболов, охота ли возвращаться домой с пустым ведерком! Наверное, надо место переменить... И вдруг увидел неподалеку - лодка! Отвязал ее и на самую середину озера заплыл. Не успел закинуть удочку, как тут же поплавок запрыгал: клюет! Вот удача, так удача! Только успевай вытаскивай. Уже полведерка наловил. "Вот удивлю всех!" - размышляет рыболов.
...Подул ветерок. Потянуло прохладой, солнце опустилось над самым лесом, близился вечер.
"Ну, пожалуй, хватит. Пора домой!" - решил мальчик. Глядь, а весел нет: уплыли... Покричать, позвать кого-нибудь на помощь? А вокруг никого. Что делать? Как добраться до берега? Не ночевать же ночью в лодке?

- А что дальше? - разом любопытствуют ребята, увидев, что мама не собирается продолжать.
- А вы подумайте сами, какой конец можно придумать к этому рассказу, - предлагает мама, - только не торопитесь, пусть каждый из вас придумает конец по-своему. А мы посмотрим, у кого получится интереснее.

Комментарий психолога:

Задание детям 6 лет придумывать конец рассказа опирается на детский интерес и потому является особенно эффективным средством заставить ребенка думать, фантазировать, логически мыслить. Оно побуждает дошкольника к активности. Даже молчуны стараются высказаться. Такая форма занятий доступна детям 6 - 7 лет. Успех задания во многом зависит от того, насколько взрослый сможет заинтересовать слушателя рассказом; здесь должно быть доступное содержание с острой ситуацией, умение вовремя оборвать рассказ на интересном месте и т. п.

Ситуация 8.

- До десяти Севка считает запросто. Может и дальше - до двадцати, тридцати, чуть ли не до ста. Но сбивается, надо ему подсказывать.
Я попробовал задавать ему простейшие арифметические задачи.
- Сколько будет: один прибавить один?
Эту он, конечно, решил сразу.
- А если к одному прибавить два?..
Уже ничего не выходит, путается, не соображает. Я даже как-то сразу засомневался в его математических способностях.
- Сколько будет: два прибавить два... три?..
- Не знаю.

Тогда я те же самые задачи сформулировал не с отвлеченными числами, а с конкретными, именованными.
- Было два петуха возле дома, пришли еще два. Сколько петухов стало?
Ответил сразу, почти не задумываясь.
- А если было пять петухов, а трех забрали, то сколько осталось?
Тоже ответил правильно и довольно быстро.

Другой пример.

Угостили Риту (6 лет) сливами. Мама предложила ей:
- Подели их всем поровну - братику, папе, мне и себе.
Но что вначале для этого надо сделать?
- Посчитать, сколько их, - говорит девочка.
- Правильно, - одобряет мама.
Рита считает: восемь.
- Прежде чем раздать сливы, сосчитай, сколько их нужно дать каждому.
Девочка затрудняется. Начинает гадать: "По три сливы, по две..."

Тогда мама помогает ей:
- Возьми сливы и разложи их на столько частей, сколько человек в семье.
Девочка тут же справляется с поставленной задачей.

Комментарий психолога:

Ребенку дошкольного возраста присущи конкретность, наглядность, образность, действенность мышления. Он более осмысленно воспринимает задачу, если конкретно представляет или видит то, о чем говорится в ней, если собственными действиями подкрепляет ход ее решения. Важно учитывать, что у ребенка дошкольного возраста способность к абстрагированию еще недостаточно сформирована, поэтому совершать умственные действия с отвлеченными числами ему сложно.

Ситуация 9.

Илюша (5 лет) предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности, не любит. Вот и сейчас выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старался. Но мама, посмотрев его работу, говорит:
- Хорошо, молодец! Для нее главное, чтобы сын был занят.
Мальчик тут же бросает свой "шедевр" и создает новый, ничуть не лучше прежнего.
- А это хорошо? - спрашивает он, заранее уверенный, что его похвалят.
- И это хорошо. Молодец. Ты же у меня все умеешь!
Мать считает: "Подумаешь - не дорисовал! Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдет в школу - научится. Не беда, что принимается сразу за несколько дел - лишь бы занят был. Вот пойдет в школу, тогда..."

Комментарий психолога:

Если ребенок постоянно слышит похвалу, то постепенно привыкает к тому, что все дается ему легко и просто, усилия и старания не нужны. И тогда может произойти, что у ребенка не сформировано серьезное отношение к занятиям, что у него образовался неправильный навык держать ручку, что у него нет усидчивости, терпения, настойчивости. О таком ребенке иногда говорят: "неспособный". А оказывается, дело в другом: вовремя не выработаны у будущего первоклассника навыки учебной деятельности.

Важно следить, чтобы ребенок всегда доводил любую работу до конца. И здесь немаловажную роль играет ваше отношение, ваша требовательность к делам ребенка. Если он видит, что вы серьезно относитесь к его делам, то у него повышается ответственность к их выполнению. Хвалить можно лишь за старания, за приложенные усилия, за преодоление трудностей. Объективная оценка результатов деятельности ребенка помогает ему проявлять усилия, вырабатывает правильное отношение к занятию как к серьезному делу.

Комментарий психолога:

Не правы те родители, которые боятся перегрузки детского ума. Не правы и те, которые загромождают детское сознание большим количеством разрозненных и не по возрасту "умных" сведений. Родители считают, что их ребенок развит "не по годам". На поверку же получается, что его знания лежат на поверхности, разрозненны, что считает он механически, а о героях книг высказывается услышанными от взрослых формулировками. Даже в жизненных ситуациях выглядя всезнайкой, он лишь повторяет готовые словесные "штампы" взрослых, не осознавая истинного их смысла.

Разумно поступают те родители, которые готовят школьное "завтра" с первых проявлений любознательности ребенка и на доступных ему сведениях. Начав воспитание своего ребенка, они по существу начинают готовить в нем и будущего школьника: весь его предшествующий опыт определяет успех учения.

Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению - интерес и потребность к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. А это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью - в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Автор: Л.Ф. Островская
С сайта http://adalin.mospsy.ru